о программе

Кто из нас в детстве не играл “в куличики”? Ведерко, формочки, совок - первое, что Вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Мы с Вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИГР НА ПЕСКЕ

  • Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
  • “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
  • Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

СТРУКТУРА ПЕСОЧНОЙ ПРОГРАММЫ

Мы разделили программу на две основные части: художественную, во время которой дети учатся рисовать, и познавательную, во время которой дети играют в ролевые игры, приобретая различные жизненно необходимые навыки. Моделирование игр-сказок на песке, в свою очередь, делится на несколько этапов, позволющих ребенку познавать и осваивать различные способоы поведения в той или иной ситуации:

  • Введение в игровую среду - здесь детям дается установка на внимательное слушание и активное участие в игре. Используются присказки, потешки, обещаются необыкновенные приключения и испытания. Доверительный стиль общения, внимательное отношение к каждому ребенку, диалог с каждым, сниженный тон голоса, суггестивный характер высказываний.
  • Знакомство с игрой и ее героями - дети прослушивают начало сказки, истории и строят в песочнице игровое пространство (сказочную страну, замки, дворцы, моря, реки, леса - того, что требуется по сюжету игры), заселяют его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.). Здрослый занимает позицию “отстраненного рассказчика”, доброжелательного и мягкого помощника, исследователя создаваемого пространства.
  • Моделирование конфликта, трудностей - детям зачитывается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.). Создание ситуации, в которой ребенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать в игре с песком негативные эмоции, при этом взрослый может выступать разрушителем, используя фигурки и куклы.
  • Выбор помощи, обращение к ребенку за помощью: что будет с жителями страны? что же делать? как быть? сможешь ли ты помочь? - только ты (вы), с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны. Взрослый - заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход наравне с ребенком. Взрослый убеждает, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает на потенциальные возможности ребенка.
  • Борьба и победа - дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь - они мудрецы и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление, реконструкция, преобразование песочной страны. Именно сейчас дети выступают Творцами - восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строят так, чтобы в новой стране всем было удобно. Усиливается успешный опыт - детям благодарны все сказочные существа. Взрослый поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том, что у ребенка все получится. Потом высказывает искреннее восхищение ребенком, благодарность за выдумку, доброту.
  • Утверждение победы. Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование победы. Взрослый спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникали в процессе игры, понравилось ли им, что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию и пр.
  • Перспектива дальнейших приключений. Рассказ о последующих играх, приключениях. Взрослый пытается заинтриговать ребенка.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В художественной части программы, помимо очищенного мелкого песка, используется специальное обрудование для рисования - СВЕТОВЫЕ СТОЛЫ. Каждый ребенок освивает навыки рисования песком на отдельном столе со стеклянной столешницей, подсвеченной изнутри. Таким образом мы получаем монохромное изображение картинки на поверхности стола. Начиная с изображения элементарных картинок, в последствии ребенок научится создавать целые анимационные фильмы.


В познавательной части программы используются более широкий ассортимент материалов:

  • Водонепроницаемый деревянный ящик размером 5Ох7Ох8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты “любовно” называют ящик с песком “подносом” - по бокам он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо.
  • Чистый, просеянный песок. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.
  • “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек входят: человеческие персонажи; здания - дома, школы, церкви, замки; животные - домашние, дикие, доисторические, морские; машины - сухопутные, водные, космические; растения - деревья, кусты, цветы, овощи; постройки - мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота; естественные предметы - ракушки, веточки, камни, кости, яйца; символические предметы - источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности; сказочные герои - злые и добрые; религиозные предметы и сувениры; домашняя утварь - флаконы из-под духов, гаечки, болтики; пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.). Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в нашей “коллекции”.

Теперь у нас есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по Стране Песочных Игр!

Студия рисования песком СэндПРО

Центральный офис
Телефон: +7 (495) 785 61 95
Эл. почта:
Адрес: г. Москва Большая Никитская, 50/51
Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу сайта sandproject.ru рядом с использованными материалами.